Неисправности выпускной системы: причины и диагностика

Неисправности выпускной системы: причины и диагностика
30 Мая 2024

Выпускная система современного автомобиля подвержена значительным нагрузкам, обусловленным высокими температурами отработавших газов и воздействием агрессивной внешней среды. Все это приводит к регулярным неисправностям, которые могут существенно нарушить работу автомобиля. Рассмотрим основные неисправности и их признаки.

Основные неисправности выпускной системы

В соответствии с конструкцией выпускной системы можно выделить следующие основные неисправности:

  • Неисправности глушителя.
  • Неисправности каталитического нейтрализатора.
  • Неисправности кислородного датчика.

Неисправности глушителя

Глушитель может сталкиваться с различными проблемами, среди которых:

  • Повреждение, коррозия или прогорание элементов глушителя.
  • Повреждение подвески глушителя.
  • Слабое соединение элементов системы.

Причины неисправностей глушителя:

  • Механические воздействия, например, наезд на препятствие.
  • Воздействия внешней среды: влага, соль и конденсат.
  • Предельный срок службы элементов.
  • Использование некачественных компонентов.

Определить неисправность глушителя легко благодаря характерным звуковым проявлениям. Посторонние звуки, такие как рев или секущие шумы, а также утечка отработавших газов указывают на повреждение элементов глушителя. Дребезжащие звуки под днищем автомобиля могут говорить о нарушении подвески.

Неисправности каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор – это ключевой элемент, играющий важную роль в снижении вредных выбросов. При нормальной эксплуатации срок его службы составляет около 150 тыс. км. Возможные неисправности:

  • Оплавление, разрушение или загрязнение блока носителя.
  • Повреждение или коррозия корпуса нейтрализатора.

Оплавление блока-носителя

Это происходит, когда часть топливно-воздушной смеси сгорает не в камерах двигателя, а в нейтрализаторе. Причинами могут быть:

  • Пропуски зажигания.
  • Обогащение топливно-воздушной смеси.
  • Неполное сгорание смеси.

Загрязнение блока-носителя

Загрязнение может происходить из-за использования этилированного бензина, топлива с металлосодержащими присадками или сгорания масла.

На современных автомобилях контроль состояния каталитического нейтрализатора осуществляется через систему самодиагностики с помощью кислородных датчиков, которые выявляют отклонения в работе. Признаки неисправности могут включать потерю мощности, неустойчивую работу двигателя и повышенный расход топлива.

Неисправности кислородного датчика

Кислородный датчик – один из самых уязвимых элементов системы управления двигателем. Возможные неисправности:

  • Неисправность нагревателя.
  • Прогорание или загрязнение керамического наконечника.
  • Окисление или нарушение контакта.

Аналогичные причины, что и для каталитического нейтрализатора, приводят к его выходу из строя: качество топлива, состояние масла в отработавших газах и неисправности системы зажигания. Средний срок службы лямбда-зонда составляет 60-80 тыс. км.

Контроль состояния кислородного датчика также осуществляет система самодиагностики, и при неисправности загорается сигнальная лампа на панели приборов. Косвенные признаки неисправностей включают неустойчивую работу на малых оборотах, повышенный расход топлива и низкую динамику.

Важно помнить, что данные симптомы могут также свидетельствовать о неисправностях системы впрыска и системы зажигания.